Наличие хронического заболевания, сопряженного с пожизненным лечением, безусловно, оказывает свое влияние на личность человека, в том числе и на тип его индивидуально-личностных особенностей человека, внешних факторов и ситуации в которой он находится, формируется внутренняя картина болезни (ВКБ).
Понятие «внутренняя картина болезни» было введено отечественным терапевтом А.Р. Лурия и в настоящее время широко используется в медицинской психологии. Это понятие, по определению ученого, объединяет в себе все то, «что чувствует и переживает больной, всю массу его ощущений, его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, о ее причинах – весь тот огромный мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм». ВКБ имеет свою структуру и уровни, которые делят на: сенситивный, эмоциональный, интеллектуальный, волевой и рациональный. Представление о субъективной тяжести заболевания складывается из индивидуально-личностных особенностей человека, его пола, профессии, образования, религиозных убеждений, возраста и т.д.
Существует типология способов реагирования на заболевание пациентом. Зная, тип отношения к болезни, можно подобрать адекватную стратегию взаимодействия с пациентом и его семьей, мотивировать его к лечению. Осведомленность о своем типе реагирования на болезнь поможет вам адекватно оценить свое состояние и понять адаптированы ли вы к своему недугу или нет, поскольку именно, гармоничная адаптация ведет к хорошему качеству жизни, а адекватный тип отношения к болезни поможет жить в гармонии с самим собой, несмотря на имеющееся заболевание.
В ПЕРВОМ БЛОКЕ НАХОДЯТСЯ ТЕ ТИПЫ ОТНОШЕНИЯ К БОЛЕЗНИ, ПРИ КОТОРЫХ НЕ ПРОИСХОДИТ СУЩЕСТВЕННОГО НАРУШЕНИЯ АДАПТАЦИИ:
► Гармоничный: для этого типа реагирования характерна трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть без оснований видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление во всем активно содействовать успеху лечения. Нежелание обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза в смысле инвалидизации – переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному. При неблагоприятном прогнозе болезни происходит сосредоточение внимания, забот, интересов на судьбе близких, своего дела.
► Эргопатический: характерен «уход от болезни в работу». Даже при тяжести болезни и страданиях стараются, во что бы то ни стало работу продолжать. Трудятся с ожесточением, с еще большим рвением, чем до болезни, работе отдают все время, стараются лечиться и подвергаться исследованию так, чтобы это оставляло возможность для продолжения работы.
► Анозогнозический: характерно активное отбрасывание мысли о болезни, о возможных ее последствиях, отрицание очевидного в проявлении болезни, приписывание их случайным обстоятельствам или другим несерьезным заболеваниям. Отказ от обследования и лечения, желание обойтись своими средствами.
Несмотря на то, что эргопатический и анозогнозический тип отношения к болезни не влияет на психическую и социальную адаптацию, в них есть одна опасность - и в том, и в другом случае человек «бежит» от болезни, что влияет на качество лечения и ведет к соматическим осложнениям, ухудшению самочувствия и нарушениям назначенного режима. В таких случаях, пациент часто пропускает процедуры диализа, не прислушивается к врачу, сокращает часы, не соблюдает диету и пр., а это, безусловно, ведет к негативным последствиям.
ВО ВТОРОЙ БЛОК ВХОДЯТ ТИПЫ РЕАГИРОВАНИЯ НА БОЛЕЗНЬ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕСЯ НАЛИЧИЕМ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ:
► Тревожный: для этого типа реагирования непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагополучного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни, вероятных осложнений, методах лечения, непрерывный поиск «авторитетов». В отличие от ипохондрии более интересуют объективные данные о болезни (результат анализов, заключения специалистов), чем собственные ощущения. Поэтому предпочитают больше слушать высказывания других, чем без конца предъявлять свои жалобы. Настроение, прежде всего тревожное, угнетенность – вследствие этой тревоги).
► Ипохондрический: характерно сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них окружающим. На их основе – преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение побочного действия лекарств. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, требований тщательного обследования и боязни вреда или болезненности процедур).
► Неврастенический: характерно поведение по типу «раздражительной слабости». Вспышки раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лечения, неблагоприятных данных обследования. Раздражение нередко изливается на первого попавшегося и завершается нередко раскаянием и слезами. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость. Неспособность ждать облегчения. В последующем – раскаяние за беспокойство и несдержанность.
► Меланхолический: характерна удрученность болезнью, неверие в возможное улучшение самочувствия, в эффект лечения. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидальных мыслей. Пессимистический взгляд на все вокруг, неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных.
► Эйфорический: характерно необоснованно повышенное настроение, нередко наигранное. Пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. Надежда на то, что «само все обойдется». Желание получать от жизни все, несмотря на болезнь. Легкость нарушения режима, хотя эти нарушения могут неблагоприятно сказываться на течении болезни.
► Апатический: характерно полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом
побуждении со стороны, утрата интереса ко всему, что ранее волновало.
► Обессивно-фобический: характерна тревожная мнительность, прежде всего касается опасений не реальных, а маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также возможных (но малообоснованных) неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Воображаемые опасности волнуют более, чем реальные. Защитой от тревоги становятся приметы и ритуалы.
► Сенситивный: характерна чрезмерная озабоченность возможным неблагоприятным впечатлением, которое может произвести на окружающих сведения о своей болезни. Опасения, что окружающие станут избегать, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать сплетни или неблагоприятные сведения о причине и природе болезни. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни и неблагожелательность отношения с их стороны в связи с этим.
► Эгоцентрический: характерен «Уход в болезнь», выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы – все должны забыть и бросить все и заботиться только о больном. Разговоры окружающих быстро переводятся «на себя». В других, также требующих внимания и заботы, видят только «конкурентов» и относятся к ним неприязненно. Постоянное желание показать свое особое положение, свою исключительность в отношении болезни.
► Паранойяльный: характерна уверенность, что болезнь – результат чьего-то злого умысла. Крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения лечения и побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала. Обвинения и требования наказаний в связи с этим.
► Дисфорический (характерно тоскливо-озлобленное настроение). постоянный угрюмый и недовольный вид. Зависть и ненависть к здоровым, включая родных и близких. Вспышки озлобленности со склонностью винить в своей болезни других. Требование особого внимания к себе и подозрительность к процедурам и лечению. Агрессивное, подчас деспотическое отношение к близким, требование во всем угождать.
Медицинский психолог, Ускова Е.В.
Статья опубликована в журнале «Возвращение к жизни» (№1, 2019) компании Diaverum.